Ограничения, связанные с пандемией короновируса, в первую очередь коснулись возможности свободного передвижения и сбора людей в общественных местах. Активно развивавшиеся в последнее время новые общественные пространства в контексте актуальной теории «третьих мест» (креативные коворкинги, соседские и общественные центры, арт-кластеры на месте бывших промзон и т.д.), а также мигрирующие в ту же сторону традиционные общественные пространства (библиотеки, музеи, культурные центры), оказались у очень недвусмысленной развилки. Либо перевести работу со своими аудиториями в онлайн, либо пропасть на неопределенный срок из их поля зрения по принципу «нет физического пространства – работа невозможна».
Мы решили изучить сайты общественных пространств из разных городов России, чтобы узнать, какую публичную стратегию они выбрали (т.е. не просто выбрали, а объявили через свой сайт) и, если перешли в онлайн, то в каких именно форматах продолжают свою работу.
В наш мониторинг попали сайты 100 общественных пространств – 50 из Москвы и 50 из других регионов. Основные полученные результаты мониторинга мы отобразили в инфографике.
/график/
Как вы видите, менее половины общественных пространств отображают информацию об онлайн-деятельности на своих сайтах.
Интересно при этом, что большинство (68%) из тех общественных пространств, кто перешел в онлайн, впервые открыли такого рода активность. Самые популярные онлайн-форматы – обучающие (лекции, мастер-классы, вебинары, видеоуроки и т.п.). При этом только 23% ранее проводили аналогичные события офлайн. Можно с уверенностью сказать, что ситуация пандемии открыла для общественных пространств новые направления деятельности.
Регулярность проведения онлайн-событий варьируется от «каждый день» (19%) до «реже, чем раз в неделю» (14%). Большинство же проводят виртуальные события 2-3 раза в неделю (31%) или раз в неделю – (36%).
Изучая сайты, мы также обращали внимание, указана ли на сайтах общественных пространств какая-либо информация о COVID-19, не имеющая прямого отношения к работе организации, но важная для горожан. Пока только восемь пространств из 100 опубликовали на своих сайтах полезную информацию о вирусе: статистику, правила выхода из дома в период самоизоляции, технологии для противодействия распространению и борьбы с последствиями COVID-19 и др.
Мониторинг сайтов российских общественных пространств проводился в конце апреля-начале мая 2020 года. В основную выборку вошли организации – члены сообщества «Фабрика пространств». Сообщество сформировано из участников ежегодной конференции «Фабрика пространств», которая проходит в центре «Благосфера» и собирает более 300 представителей музеев, библиотек, общественных и соседских центров, коворкингов, арт-кластеров, культурных центров, объединенных идеей вовлечения граждан в социальную активность из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.