Наследие – новая нефть, креативный бизнес – новое купечество

Сегодня многие общественные пространства становятся продюсерами локального наследия и креативных индустрий – местом рождения смыслов, привлечения творческих людей и ресурсов. Вот несколько вдохновляющих примеров продюсерских проектов территорий и тех, кто их воплощает в жизнь. Мы записали их на конференции «Фабрика пространств. Наследие», которая проходила пространстве в Благосферы в октябре этого года.

В создании ценности для других людей наследие превращается в «новую нефть». На наших глазах появляется новая профессия – продюсер территории. Люди, которые умеют работать со смыслами, привлекать сообщество и ресурсы.

«Многие проекты начинаются с энтузиазма, но в последнее время многие задумываются, как сделать это устойчиво, сделать это своей профессией и превратить в бизнес-процесс – не просто вывести это на разовую акцию, а задать этому регулярность, поток ресурсов и внимание людей», – отмечает координатор сообщества продюсеров развития территории «Городские герои» и модератор трека Мария Солосина.

Работа с наследием через потенциал общественного пространства

Сооснователь пространства «Чирков» Александр Старков. Фото: Благосфера

Креативное пространство «Чирковъ» находится в Бирске – старинном городе на севере Башкирии с купеческой застройкой. В 19 веке город расцвел на торговле мукой, сегодня единственным большим предприятием является местный спиртзавод.

В бывшем особняке купца Чиркова в центре города работал строительный магазин, пока не пришло благоустройство пешеходной зоны. За плиткой и унитазами люди пешком не ходят – магазин закрылся, а его владелец стал искать идеи и привлек команду.

Фото: Креативное пространство «Чирков» (Бирск)

В 2021 году после ремонта в особняке открылась кофейня с событийной программой. Второй этаж стал местом поддержки местных ремесленников, здесь работает гончарная мастерская, музей керамики и галерея актуального искусства.

Затем появился тур, чтобы привлечь туристов из других городов. Так идея развилась до креативно-туристического кластера, а местные предприниматели объединились в «Купеческий клуб». Сооснователь пространства «Чирковъ» Александр Старков уверен, креативный бизнес – новое купечество.

Фото: Креативное пространство «Чирков» (Бирск)

Переосмысление истории и роли места

В Карелии привлекли внимание к уникальному Соцгороду в Сегеже – деревянному рабочему поселку, созданному ленинградскими архитекторами для бумажного комбината. В последние годы поселок находится в упадке, а в самой Сегеже наблюдается критическая убыль населения.

Полина Широкова, эксперт АНО «Живая Сегежа», соавтор концепции проекта развития Соцгорода в Сегеже. Фото: Благосфера

Все начало меняться, когда в Сегежу приехала на практику эконом-географ Полина Широкова. Студенческая работа помогла привлечь исследователей, а созданное ими АНО «Живая Сегежа» разработала концепцию комплексного развития, которую планируется осуществить в сотрудничестве с градообразующим предприятием – оно производит стройматериалы.

Соцгород в Сегеже. Фото: vmuzey.com

Концепция предусматривает обновление жилищного фонда с сохранением его исторического облика, модернизацию инфраструктуры, развитие музейного и гостиничного сектора, а также создание коворкингов и условий для развития креативного предпринимательства.

Перезапустить пространство – перезапустится и город

Оживление провинциального уральского города Сысерть – уникальный пример, когда институцию развития территории учредили не государство или бизнес, а городские активисты – Агентство развития территорий 1732.

Ян Кожан, основатель Агентства развития территорий 1732. Фото: Благосфера

Как и многие уральские города Сысерть развивался вокруг завода. Но последние 20 лет завод был заброшен. Идея ревитализации в том, чтобы вернуть заводу функцию индустриального центра – только теперь с фокусом на креативную экономику, рассказал инициатор проекта Ян Кожан.

Фото: Агентство развития территорий 1732

В 2018 году через опен-колл в город приехали десятки творческих людей – архитекторы, урбанисты, ремесленники. На территории стали проводить фестиваль «Лето на заводе», потом творческий лагерь Ural Creative Camp, платформу поддержки местных инициатив «Соучастники» и другие проекты.

Фото: Агентство развития территорий 1732

Вниманию к городу позволило привлечь ресурсы для благоустройства набережной по конкурсу Минстроя, затем лестницы на видовую площадку, активисты отреставрировали несколько зданий… появился проект горного парка, а также концепты новых проектов. Общий объем инвестиций к 300-летию города может достигнуть 50 млрд. руб.

Большие компании пришли с выездными событиями и мыслями о переносе офисов, растут цены на землю и недвижимость, началось строительство современного жилья, сравнимой по стоимости с центром Екатеринбурга. Жизнь в небольшом городе становится по-настоящему модной и интересной.

Как видим, идея развития отдельной площадки может перерасти в масштабный проект, который оказывает мощный социальный эффект, привлекает туристов, инвесторов, становится драйвером территории и ее экономики.

Читайте также: Что думают подростки об общественных пространствах?