11 октября открылась VII конференция «Фабрика пространств. Территория», которая собрала в Москве более 200 представителей креативных площадок и тех, кто задумывается об их открытии, чтобы обсудить тренды общественных пространств.
Конференция открылась перформансомCтудии песочного искусства, задав обсуждение, как превратить песочные замки в настоящие? Первая «Фабрика пространств» в 2017 году начиналась с поиска ориентиров в мировой практике, включая теорию принципов общественных пространств от организации Project for Public Spaces (США).
Среди актуальных принципов для российских пространств тогда выделили: доступность, мультиактивность, располагающую атмосферу, коммуникативный дизайн, гибкость, наличие сервисов, свободу выбора поведения, и профессионализм. Что мы думаем об этих принципах сейчас, 7 лет спустя?
Участники прокомментировали принципы, бросая «игральные кости» с их надписями. Например, среди критериев профессионализма назвали желание вернуться в пространство снова, а также грамотное финансовое планирование.
«Если в регионе существует общественное пространство, которое способно работать из года в год, не закрывшись – в нем точно работают профессионалы. Финансовое планирование – это большая и важная задача», – отметил Илья Андреев, основатель Центра современной культуры «Рельсы» (Тверь).
Говоря о коммуникативном дизайне и атмосфере в интерьере пространства дизайнер высказал мнение, что атмосфера не сводится к «ламповости». Атмосферными могут быть модные пространства, интеллектуальные и пр.
«Это можно описать словом «вайб». Если в пространстве от входа до уборной все выдержано в едином стиле, то обязательно найдется посетитель, который будет приходить за этой атмосферой», – считает Владислав Батищев, организатор дизайн-мастерской Büro (Железногорск, Курская обл.).
А «Револьт-центре» (Сыктывкар) для создания атмосферы уделяют отдельное внимание ароматам, используя приятное мыло или диффузеры с запахами леса, фиксируя ассоциацию Коми с ее сокровищницей – тайгой.
Темой конференции 2023 года стал взгляд на общественные пространства с точки зрения территории для развития различных направлений. На треке Территория искусства обсудили модели центров современной культуры, потребности аудитории и вопрос монетизации. Как превратить книги в ресурс для развития построения сообществ, партнерств и монетизации обсудили на треке Территория книг в форматах экспресс-читки и Small-talk.
Успешные кейсы продюсирования местных креативных индустрий и влияния на развитие территории и туризм рассказали на треке Территория локального. А переосмыслить свое пространство со стороны участникам трека Terra Inсognita предложили через плейбек театр – актеры воспроизводили на сцене истории, рассказанные зрителями из зала.
Тематические обеды. Обеденный час по традиции участники провели в компаниях по интересам, параллельно обсуждая: как создать в пространстве атмосферу безопасного места, где посетители чувствуют бережное отношение к себе; особенности работы общественных пространств в сельских территориях и окупаемость пространств.
10 октября в преддверии старта конференции был организован День визитов. Группы участников посетили 8 креативных пространств Москвы и познакомились с их устройством и форматами работы.
_____
«Фабрика пространств. Территория», 11-12 октября, Москва – VII ежегодная конференция для идейных вдохновителей креативных пространств. Посвящена практике и стратегическому развитию общественных пространств, которые формируют локальные сообщества и вовлекают граждан в социальную активность.
Программа: https://conf.blagosfera.space/
Организатор конференции: Центр «Благосфера» (Москва).
Информационная поддержка: портал ARCHTIME.RU, журнал Точка Art, «Журнал о благотворительности».