Коммуникационное агентство Setters cовместно с «Галс-Девелопмент» собрали пять двойственных социокультурных трендов жизни горожан в современных мегаполисах в эпоху метамодерна. Приводим их описание в сокращении. Оригинал статьи можно найти в Setters Media.
Цифровой минимализм vs всегда на связи
Технологический прогресс трансформирует нашу жизнь в сторону цифровизации, и стирает грань между личным общением и рабочей коммуникацией. Поскольку многие стали трактовать концепт «всегда на связи» как норму или даже как залог успеха, дисбаланс между работой и личной жизнью только возрастает.
В концепции work-life blend работа и личная жизнь гармонично сосуществуют, ее придерживаются люди с высоким уровнем самоорганизации, управления своим графиком и ритмом потребления информации. Тем, кому это не подходит поможет цифровой минимализм – его сторонники практикуют диджитал-детокс, соблюдают цифровую гигиену, ограничивают пользование соцсетями или удаляют их.
«Недостаточно просто решить меньше смотреть на экран, – считает автор бестселлера „Цифровой минимализм: фокус и осознанность в шумном мире“ Кэл Ньюпорт. – Что действительно работает, так это попытка избавиться от скелетов в шкафу. Откажитесь от всех ненужных приложений и сервисов, которые вы бессистемно скачивали в последние годы».
Урбанизация vs близость к природе
Более половины населения планеты живет в городах. По прогнозам международной Организации экономического сотрудничества и развития к концу XXI века население городов достигнет 85% из 10 млрд чел. прогнозируемого населения Земли. Многие городские жители мечтают о переезде за город за благоприятной экологией и спокойным ритмом.
Однако даже после пандемии, когда наблюдался отток из городов, массовой миграции горожан в пригороды не произошло. И пока не предвидится, считают урбанисты. Можно предположить, что таких условиях роль общественных пространств будет только возрастать – от общественных зон в современных ЖК и соседских центров, до городских «третьих мест».
Нейросети как новое электричество vs протест против ИИ
В феврале 2023 года ChatGPT стал самым быстрорастущим приложением в истории. Сервис привлек более 100 млн активных пользователей всего за два месяца. У TikTok, предыдущего рекордсмена на это ушло 9 мес. Феномен искусственного интеллекта претендует на роль одного из мегатрендов ближайших лет.
В мартовском отчете Goldman Sachs говорится, что ИИ может заменить 300 млн рабочих мест, прежде всего в юриспруденции и административном секторе. В этих областях процесс пока остается незамеченным, в отличие от творческих профессий, где мы уже наблюдаем протест против бесконтрольного использования ИИ. Наиболее громко он проявился в ходе крупнейшей за последние 40 лет забастовки Гильдии актеров США SAG-AFTRA, назвав ИИ «экзистенциальной угрозой для творческих профессий».
Рост интереса к устойчивости и экологии vs потребительское поведение
Еще одной важной тенденцией в разных сферах жизни стало устойчивое развитие, когда человек стремится сократить негативное воздействие на окружающую среду. Мы наблюдаем отражение этого тренда в розничной торговле. В ответ на экозапросы общества компании декларируют принципы содействия ответственному потреблению и разумному использованию ресурсов, ESG-повестки. По данным исследования Nielsen, 59% опрошенных россиян лучше относятся к брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию.
Однако желание сохранить окружающую среду и готовность внести личный вклад – не одно и то же. Например, постковидный анализ потребительского поведения, проведенный Бюро экономического анализа США, показал: во время пандемии американцы тратили на товары на 25,69% больше – этот рост больше, чем когда-либо прежде. Тренд сохранился и после пандемии. Похожие тренды показывает и европейская статистика – количество продуктов на человека продолжает расти, как и совокупный объем бытовых отходов.
Дополненная реальность vs развиртуализация
Внедрение технологических новшеств в реальную жизнь размывают грань между офлайн- и онлайн-средой. Появился даже новый термин «фиджитал» – концепция, которая подразумевает слияние физической и цифровой реальности. В том числе использование технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности – только в 2022 году IT-гиганты инвестировали в эти технологии $16 млрд.
Фиджитал уже выходит за рамки потребительского опыта, проникая в корпоративную среду, медицину, спорт, образование. В 2022 году в штате Флорида в США открылась полностью виртуальная школа Optima Academy Online, где ученики «посещают» занятия в 200+ виртуальных пространствах, например, в обстановке Древней Греции и Рима.
В то же время потребность в живом общении сохраняется и занимает важное место, в чем мы могли убедиться в период самоизоляции. Постковидное исследование человеческого мозга, опубликованное в журнале Nature показало, что виртуальное общение может не компенсировать отсутствие взаимодействия в реальной жизни. Другое исследование подтверждает гипотезу, что реальное общение сильнее влияет на ментальное здоровье, чем онлайн-коммуникация.