Форум НЕ_ДЕТИ на «Фабрике пространств» – как работать подростковой аудиторией

16 октября в партнерский день Общероссийской конференции «Фабрика пространств» на ее площадке состоялся Форум НЕ_ДЕТИ, чтобы обменяться опытом – как общественные пространства работают с подростковой аудиторией в контексте культуры.

Форум организован Пушкинским музеем и Центром «Благосфера» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-помощь» и БФ «Свет».

Несмотря на появление современных детских и игровых площадок, особенно в больших городах, работающие библиотеки, множество кафе и торговых центров подросткам все равно не хватает своего «третьего места». Особенно места, которое бы учитывало их потребности.

Как создать пространство, дружелюбное для подростка? Своими наработками поделилась Любовь Гурарий, сооснователь ассоциации соучаствующего проектирования с детьми и подростками «Город для меня». Эксперт перечислила основные атрибуты пространства для подростков:

  • Уютное, безопасное пространство – в идеале с мебелью, где можно полежать
  • Доступ к wi-fi
  • Приватность – когда им всех видно, а их не видно (возможные решения – веранда верхнего этажа или реечные перегородки)
  • «Присвоение» – возможность маркировать/расписать пространство, сделать что-то своими руками
  • Бесплатный чай, печенье

Плюсами пространства также будет создание образовательной среды, чувства значимости, общение с подростком на равных и соучастное планирование.

«У многих людей идея доступности ассоциируется с инклюзивными практиками. В каком-то смысле, подростки – это тоже такая инклюзивная группа. Не так много мест ориентируются непосредственно на их потребности… Набор критериев для подростков свой, как и у очень разных групп, для которых сделать культуру доступной чуть сложнее», – отметила Наташа Гомберг, руководитель службы детских и молодежных программ Пушкинского музея.

В перерывах между треками работала «Комната обратной связи», где можно было пообщаться с самими подростками и услышать их мнение о своем проекте или инициативе.

На тематическом разборе кейсов своим опытом поделились представители Универсальной библиотеки им. Д.И. Блохинцева (Дубна, Московская обл.), музейного центра «Новая ферма» (Музей-заповедник «Петергоф»), московского Дома культуры «ГЭС-2», музея «Новый Иерусалим» (Истра, Московская обл.), Центра культурного развития «Форум» (Губкин, Белгородская обл.) и Культурного центра «Волна» (Выкса, Нижегородская обл.).

На треке «Код доступа» обменивались опытом организации общественных пространств для подростков, форматов работы и реализации подростковых социокультурных проектов:

Государственного литературного музея и Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка» (Москва), Волго-Вятского филиала Пушкинского музея (Нижний Новгород), ижевской Библиотеки имени И. А. Крылова, Культурного центра «Волна» («Музеи Выксы», Нижегородская обл.) и ресурсного центра общественных инициатив «Нижнеамурье» (Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край).

В продолжении трека свои мини-презентации также представили: НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва), Центр доп. образования «НеШкола» (Губкин, Белгородская обл.), Музейно-образовательный центр Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, пространство Ex Libris (Выкса, Нижегородская обл.), общественная организация «Уральский клуб нового образования» (Екатеринбург).

Отдельный трек был посвящен финансовым моделям подростковых проектов. Например, Центр для подростков «Тут поймут» БФ «Солнечный город» (Новосибирск) опирается не только на гранты, но также активно привлекает ресурсных партнеров, предоставляющих для пространства еду и напитки (чай, соки, сладости), канцтовары и пр.

Сообщество для подростков YOUNG&ACTIVE организует события в своем пространстве и выезды для подростков. Проект полагается на коммерческую модель, сохраняя при этом индивидуальный подход и контакт с родителями и, конечно, самими ребятами.

Разбирали и свои ошибки – участники советуют коллегам активнее вкладываться в продвижение, максимально задействовать доступные соцсети и вовремя масштабироваться – открытие новых направлений может привлечь совершенно новую аудиторию.

Завершился форум совместной читкой цитат из русской и мировой литературы вместе с организаторами и участниками.

______

«Фабрика пространств. Культурный код», 15-16 октября, Москва – IX ежегодная конференция для организаторов креативных пространств. Посвящена практике и стратегическому развитию общественных пространств, которые формируют локальные сообщества и вовлекают граждан в социальную активность.

Конференция проводится с 2017 года. Объединяет основателей и менеджеров общественных и культурных центров, ДК, арт-кластеров, музеев, библиотек и других общественных пространств, а также тех, кто только задумывается об их открытии.

Сайт конференции: https://conf.blagosfera.space/

Информационные партнеры: портал Archtime.ru, портал Archi.ru и ТГ-канал Кто твой город