Инклюзия в общественном пространстве – достаточно широкое понятие. Для одних посетителей важно создать определеннее условия для посещения, другим важно почувствовать себя наравне с остальными. Вот несколько примеров инклюзивных программ, которые реализуются в общественных пространствах разных городов прямо сейчас.
Центр современной культуры «Рельсы», Тверь
Сейчас здесь проходит выставка «Рабочее название» студентов Garage Academy. Ее организаторы постарались сделать экспозицию доступной слабовидящим, получить интересный и глубокий опыт посещения. Кстати, посещение для людей с особенностями и одного сопровождающего бесплатное.
На выставке предусмотрено сразу несколько решений: у каждой работы есть описания с тактильным шрифтом Брайля, а также объемные QR-коды, ведущие на аудиоверсии интервью с художником. Большую часть работ можно и нужно трогать! А иногда – слушать.
При входе в центр есть кнопка вызова администратора с подписью на языке Брайля. Подняться на второй этаж можно и самостоятельно – на перилах лестницы предусмотрены мнемосхемы. Разумеется, туалетная комната первого этажа также оборудована для людей с особенностями.
В музее Бориса Ельцина для людей с особенностями сенсорного восприятия и ментального развития проводятся экскурсии по понедельникам, в технологический выходной, когда звук мультимедийных систем отключен.
В такие дни в музее тишина, что намного комфортнее для людей с обостренным сенсорным восприятием. Но это вовсе не означает, что в пространство нельзя прийти в другой день – в остальные дни можно воспользоваться сенсорными сумками.
В каждой такой сумке – пледы, наушники, беруши, темные очки, тактильные мячики и фиджет-кубики с кнопками. Предметы, которые могут снизить риск сенсорной перегрузки в незнакомом пространстве или стать вспомогательным инструментом для тех, с кем она уже случилась. Сумку можно попросить на стойке администратора. На сайте Ельцин Центра также есть раздел «Доступность и инклюзия».
Инклюзивный культурный центр «Тверская 15», Москва
Все проекты центра «Тверская 15» ориентированы на создание доступной среды для творчества и развития детей и взрослых. Например, недавно завершился «Цветной курс». На протяжении года ребята под руководством художницы Марии Михлиной создавали портреты с помощью разных материалов и техник. В конце курса ребята вместе с родителями сделали совместную работу «Город лиц»: это книга, где каждая страница содержит портрет персонажа с описанием.
А еще у пространства есть рубрика с цитатами об инклюзии. Недавнее мини-интервью было с Сашей Аникушиным – это куратор программ доступности и инклюзии Дома культуры «ГЭС-2», культуролог, социальный работник, волонтер мастерской социальной и бытовой адаптации для подростков и молодых взрослых с нейроотличиями.
Вот, что он ответил на вопрос о том, что такое инклюзия для него лично:
«Для меня инклюзия, несмотря на сильный потенциал к трансформации, это феномен/процесс, который сложно поддается точному определению. Мне кажется, что это напрямую связано с тем, что инклюзия – это разнонаправленный процесс, который сильно зависит от конкретной перспективы.
Иными словами не существует одного точного определения инклюзии, которое бы подошло всем. И это хорошо. Мой опыт подсказывает мне, что инклюзий много и в зависимости от особенностей и опыта человека у него может быть разное понимание этого процесса».